Развитии речи у детей

Привет, дорогие люди! Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи у детей. Я постараюсь максимально кратко, ёмко, но при этом разложить всё по полочкам, как мы это с вами любим, чтобы у вас информация в голове улеглась и вы понимали: а что? Откуда берется? Почему оно берется? И какие игры, и для чего мы вообще с ребенком делаем? Как это влияет на речь изначально с точки зрения работы мозга, с точки зрения строения мозга?

Какой отдел у нас отвечает за речь? У нас есть три речевых центра, которые расположены в левом полушарии головного мозга. Мы сейчас про них поговорим, и они вступают в работу, берут на себя функцию речи в период двухлетнего возраста. Откуда взялась вообще вот эта информация и вот эта норма речи, что ребенок в два года должен начать говорить? Потому что в норме созревают речевые центры, и они берут на себя функцию речи. Это происходит в возрасте от 22 до 26 месяцев.

Что происходит до этого? Изначально, когда ребенок рождается, у него речь идет из ствола мозга. Да, это еще называется стволовая речь — это плач. То есть ребенок сначала общается с нами при помощи плача: когда он хочет нам что-то сказать о том, что он проголодался, о том, что он испугался, о том, что он встал, да, или о том, что у него он испытывает какой-то дискомфорт, связанный с тем, что он либо пописал, либо покакал. Соответственно, он нам об этом с вами говорит с помощью плача — речь такая стволовая.

Дальше ребенок начинает гулить. И дети у нас гулят на всех языках мира. То есть, когда они начинают пробовать свой артикуляционный речевой аппарат, они произносят все звуки всех языков мира. Так задумано непосредственно эволюцией, потому что ребенок, когда рождается, он не знает еще ни языковой среды. Он родился, и он начинает «обугливать» — он начинает пробовать свою артикуляцию. И в этот момент он еще сам себя слушает. Почему я вам всегда говорю и напоминаю о том, что у ребенка ни в коем случае на постоянной основе не должно быть шумов? Вот это один из самых вредных советов, которые дает нам старшее поколение: «Не приучайте ребенка к тишине, чтобы у ребенка всегда на фоне что-то шумело: жужжало, что-то звенело и играло». Это на самом деле один из самых вредных советов, потому что у ребенка в этот момент теряется навык вслушивания. Если у него все время засорен фон, мозг ребенка начинает сам себя от этого отгораживать. Он хочет себя обезопасить, потому что ему важно слушать самого себя, когда он гулит.

Конечно, давать ребенку слушать различные звуки, прислушиваться: как подул ветер, как стучит дождик за окном… Вот у меня сейчас, я надеюсь, он вам не мешает. Какие звуки происходят, какие-то мелодии, какие-то напевы — но это не должно быть постоянно. У ребенка должно быть время, когда у него есть возможность вслушиваться и прислушиваться. И одна из самых бесполезных и вредных покупок — это мобиль. Вот этот, который крутится над ребенком, постоянно что-то воспроизводит, еще и постоянно мигает. То есть это абсолютное убийство психики ребенка. Ребенку важно слушать, что он гулит, что он произносит. Ребенку важно слушать речь, различать речь: понимать, где музыка, где шумит что-то, а где со мной разговаривают. Поэтому у ребенка должны быть обязательно такие часы тишины, когда он точечно вслушивается в какие-то звуки.

В этом моменте за речь отвечает правое полушарие. Что дает правое полушарие? Правое полушарие — это эхолалия. То есть я слушаю, и я пытаюсь это воспроизвести. Именно поэтому в возрасте до двух лет очень важно заниматься с играми на эхолалию — то есть на повторение, на воспроизведение. Что это у нас будет? Это звуки животных, звукоподражания. Вот оно максимально полезно именно в этом возрасте. И звуковые жесты: когда вы что-то уронили — «бух», «бах», «плюх», «бам». Молоток стучит — «тук-тук-тук», колокольчик звенит — «дзынь-дзынь». И вы таким образом «расчеляете», то есть даете ребенку возможность повторить, отэхолалить то, что он услышал. Потому что эхолалии хранятся у нас в правом полушарии. И речь у детей до 1 года и 8 месяцев — до 22 месяцев — она нелогичная. То есть ребенок вашу речь даже если у него уже соединены слова с образами (мы сейчас этого коснемся), все равно он повторяет, повторяет за нами. Еще левое полушарие не работает, речевые центры не созрели для того, чтобы взять на себя функцию речи непосредственно.

И вот в возрасте примерно двух лет у ребенка созревают речевые центры. Речевые центры у нас их три: это центр Брока, который отвечает за моторную сторону речи; это центр Вернике, который непосредственно отвечает за хранение слов, образов, действий, описаний; и у нас ассоциативная кора головного мозга, которая позволяет нам выражаться, объясняться, выстраивать длительные предложения, пользоваться такими средствами речи, как метафора, например. И ассоциативная кора головного мозга также позволяет нам с вами отгадывать загадки, шутить. Вот здесь вот какие-то моменты общие. И вот эти три речевых центра должны созреть, и левое полушарие берет на себя функцию речи.

Что происходит, если левое полушарие не готово? Или да, есть какая-то травма, или есть какой-то некроз ткани головного мозга? Что происходит? Вы видите именно в этом возрасте, в этот промежуток, серьезный откат по речи. То есть ребенок гулил, что-то разговаривал, повторял, но тут наступает вот этот промежуток времени, когда правое полушарие должно отдать функции речи, и оно их отдает, а левое полушарие по какой-то причине их на себя не берет. И мы видим отказ, откат серьезный по речи. Если левое полушарие все отлично дозрело и есть хорошая межполушарная связь, и правое полушарие должным образом насыщенно, то происходит таким образом: ребенок просто практически буквально за месяц совершает квантовый скачок в речевом развитии. Бывает даже такое, что ребенок вроде бы говорил отдельные отдельные слова, проходит буквально несколько месяцев вот в этом промежутке, и ребенок сразу говорит предложениями. Это если и правое полушарие хорошее, и левое полушарие хорошее, я условно говорю, развито, и есть между ними межполушарная связь. Вот у нас говорящий ребенок.

Теперь, что нам важно делать, чтобы насыщать правое полушарие, чтобы развивать межполушарную связь и чтобы левое полушарие приготовилось к тому, чтобы взять на себя функцию речи? Первое, с чего начинается развитие речи, — это с пониманием. Что нам важно? Чтобы ребенок улавливал три вещи: это слово-образ, слово-действие и слово-описание. Кто на моем марафоне по запуску речи — это первые три дня. Мы их называем тренинги: там у нас будет описательный тренинг, глагольный тренинг. Тренинг — это вот моменты, которые дают базу, плюс они тестируют вот эту базу.

Что мы для этого делаем? Мы показываем ребенку различные картинки, называем различные предметы, пытаемся удостовериться в том, что ребенок понимает, что он различает. Если бы ребенку говорите: «Где ведро? Где мячик?» — ребенок нам показывает. И он может найти ведро и на картинке, и в реальной жизни, и среди своих игрушек он может найти это ведро. Это значит, что слово-образ закрепился. То же самое с действиями: когда мы озвучиваем какое-то действие: «Ты пошел», «Петя пошел», «Мама пошла», «Я села», «Этот плачет», «Этот смеется». То есть мы называем какие-то действия, подключаем эмоции. Мы должны опять же удостовериться, что ребенок понимает какие-то действия. «Покажи мне того, кто сидит». «Что делает Маша? Сидит или бежит, идет или спит?» Мы укладываем игрушки спать, говорим: «Вот он спит». «Вот этот прыгает», «Вот этот веселится», и так далее. «Этот едет в коляске», «Этот сидит». То есть мы даем ребенку обязательно действие и опять же повторяем, проверяем, насколько ребенок усваивает. То же самое с описаниями. Самое важное — дать базовое описание, то есть что-то большое, маленькое, то же самое: много, мало. Некоторые дети уже начинают улавливать цвета: вот красный, зеленый, желтый, синий. А кто-то понимает «круглый», «квадратный». У всех по-разному. Какие-то категории заходят.

Ну что нам важно? Дать какую-то базу для того, чтобы ребенку было проще составлять потом свои первые словосочетания и первые свои предложения. Мы даем какую-то базу и опять же должны удостовериться в том, что ребенок это понимает. Еще очень классно работает база «съедобное-несъедобное». Я вам показывала свое любимое пособие, где нужно мальчика кормить. Там: ребенка кормить — это съедобное, это можно есть, а это несъедобно — это есть не нужно. Это, кстати, очень классно еще помогает ребенку не совать ничего лишнего себе в рот, потому что это не еда. Вот мы так кормим: «Это съедобно», «Это вкусно», «Это кислое», и так далее. И вот у нас понимание речи на базовом уровне: глагольное, номинативное и описательное.

Соответственно, первое, что мы делаем, — это работаем с пониманием. Простые какие-то инструкции: «Пойдем», «Дай», «На», и так далее. Дальше, что мы должны развивать естественно? Речь и мыслительный процесс. Для того чтобы между образами и между звуками, которые озвучивают этот образ, были нейронные связи, нам нужно, чтобы у ребенка было налажено речь и мыслительная деятельность. Что такое речемыслительная деятельность? Это когда вы начинаете что-то сопоставлять: «Как ты думаешь, где живет какой домик?» «Вот у него красная одежда, и вот красный домик». Соответственно, вот мы можем провести такую аналогию-ассоциацию: «Врач приехал на скорой», «Полицейский приехал на полицейской машине», «Пожарный приехал на пожарной машине». Соответственно, когда ребенок проводит параллели. Проще всего обычно заходят параллели «мама-малыш» или «где чей дом». «Мама-малыш» нужно обязательно отработать до двух лет, чтобы ребенок понимал.

Вы можете начать с каких-то простых форм, где слово не изменяется. Например: «Медведь — медвежонок». Потому что очень многие дети начинают путаться, когда мы говорим «корова — теленок». Вы можете давать те слова, где форма не изменяется. Например: «Котик — котеночек». Чтобы были какие-то простые понятные слова для ребенка. И вот эти ассоциации «мама-малыш» у многих детей не играют роли, изменяется форма или не изменяется. Неизменяемую форму лучше давать детям с задержкой развития. А если ребенок относительно нормотипичный, то мы можем и изменяемые формы давать, особенно которые частотно встречаются. То есть то, что мы видим часто в обычной жизни: кошек, собак, куриц. Если у вас есть какие-то домашние, еще домашний скот, скажем так, и соответственно мы налаживаем ассоциативные вот эти вот связи.

Речемыслительная деятельность — это будет, конечно же, в первую очередь сопоставление. У нас здесь будут еще сравнения: «Это большое», «Это маленькое», «Это смотри, как далеко», а «Это смотри, как близко». «Этот смотри, какой тяжелый, а этот легкий». «Потрогай: это холодный, а это горячий. Горячий — аккуратно». И соответственно мы вот таким образом делаем сопоставление и сравнение и нарабатываем ребенку нашего малыша речемыслительную деятельность.

Дальше у нас здесь в речемыслительной деятельности, конечно же, идет классификация. У меня есть отдельное видео на тему «Как учить ребенка классифицировать». Именно классификация отвечает за суть речевого мышления. Потому что, когда мы с вами слышим какие-то слова, нам нужно, чтобы наш мозг умел эти слова распределять по категориям, чтобы понять, что в какой отдел головного мозга направить, где какую ассоциацию, где какую связь найти, где какую логомоторную программу составить. Нужно обязательно много-много классифицировать: карточки, игрушки, одежду. Неважно. Классификации могут быть самые разные. Опять же, посмотрите отдельное видео на YouTube. Здесь коротко скажу: съедобное-несъедобное, о чем мы поговорили. Вы разделяете по разным мешочкам, ящикам и так далее. Элементарно даже просто приходя из магазина: «Что мы положим в холодильник? Что мы уберем в шкаф?» «Одежду после стирки: где моя одежда? Где твоя одежда? Где твои носочки? Где мои носочки?» Даже те же самые носочки отделить от трусиков и так далее. То есть такие вот простые базовые какие-то занятия. «Фломастеры отделить от карандашей». Все. Вот она первая базовая классификация, которая необходима. И классификации может быть очень-очень много: по форме, по цвету, по виду транспорта: это едет, а это летит, а это плывет. Животных можно также распределить: эти летают, эти не летают. И соответственно, вот мы с вами упираемся как раз вот в то, что мы развиваем речемыслительную деятельность.

Параллельно со всеми этими процессами мы развиваем моторную сторону речи. Самое распространенное заблуждение, что мелкая моторика запускает речь. Нет! Речь запускает крупная моторика. Именно крупномоторные движения учат мозг выстраивать моторную сторону речи. Мелкая моторика позволяет речь улучшать: улучшать дикцию, улучшать координацию. Речь на мелкая моторика не запускает речь. Запускает речь крупномоторные игры: игры с мячами, работа с собственным телом, умение его держать, умение задавать ему команды: когда вскарабкаться по лестнице, когда пойти, когда побежать, присесть. В этом плане лучше всего работают различные занятия, когда вы выполняете какое-то действие под стихотворение. То есть вы читаете с ребенком стихотворение, и в этот момент выполняете какое-то действие. У меня есть шаблоны в Telegram-канале. Если они еще не удалились (там, по-моему, через полгода у меня удаляются файлы, чтобы хранилище не было слишком большим). Если вы не найдете вот эти занятия под стихотворение, пишите мне сюда в комментариях, я обновлю это в телеграме. По-моему, они там должны быть. Это одно из самых полезных, что можно сделать. Занятия под стишок, опять же, «Азбука наши с вами любимая», когда вы даете картинку ребенку, нужно повторить какую-то позу, держать какую-то позу. Вот она крупная моторика. Крупная моторика — это то, что будет запускать речь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *